Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
Государственное учреждение образования
Бердовская базовая школа Лидского района
Назва таварыства | “Сігма” |
Дэвіз таварыства | “Тое, што мы ведаем, - абмежавана, а што не ведаем – бясконца” (П.Лаплас) |
Напрамак даследчай работы курыруе | намеснік дырэктара па вучэбна-выхаваўчай рабоце Цыдзік Л.П. |
Кіраўнік ДТН | настаўнік фізікі Кеўра А.М. |
Час стварэння ДТН (раней НВТ) | 2006 год (загад №6 “Аб стварэнні навуковага вучнёўскага таварыства” ад 31 студзеня 2006г.) |
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
“Бердаўская базавая школа Лідскага раёна
ПРАГРАМА
Школьнай канферэнцыі даследчых работ вучняў
Месца правядзення Бердаўскі БШ Лідскага раёна, актавая зала
Дата правядзення 07.04.2023
Пачатак канферэнцыі 14.20
План работы канферэнцыі:
Склад журы канферэнцыі
Старшыня журы С.Ф.Саўчык, дырэктар
Члены журы:
№ п/п |
Назва работы |
Секцыя |
Хто прадстаўляе |
Кіраўнік секцыі |
Месца |
1. |
“Кіраўнік. Педагог. Чалавек” |
“Гісторыя і краязнаўства” |
Шыбутовіч Таццяна (VIIІ клас) |
Альшэўская Г.А. |
1 |
2. |
“Адзін дзень у Бердаўцы, або Месца, у якім хочацца жыць” |
“Гісторыя і краязнаўства” |
Грышкевіч Паліна (VІІ клас) |
Альшэўская Г.А. |
2 |
3. |
“Исследование обыкновенных дробей и их значение в повседневной жизни” |
“Фізіка і матэматыка” |
Дзераглазава Таццяна і Завітаева Кацярына (V клас) |
Кеўра А.М. |
|
4. |
“Шоколад. Вред или польза?” |
“Пачатковыя класы” |
Навіцкі Марк, (ІV клас) |
Горбач А.І. |
3 |
5. |
“Лёсы паўстанцаў 1863 года на Лідчыне” |
“Гісторыя і грамадазнаўства” |
Маркоўская Аляксандра (IX клас) |
Арлоўскі А.Г. |
|
ПРАГРАМА
Школьнай канферэнцыі даследчых работ вучняў (красавік 2022 г.)
Месца правядзення Бердаўскі дз/с – БШ, актавая зала
Дата правядзення 09.04.2022
Пачатак канферэнцыі 10.00
Склад журы канферэнцыі
Старшыня журы С.Ф.Саўчык, дырэктар
Члены журы:
План работы канферэнцыі:
№ п/п |
Назва работы |
Секцыя |
Хто прадстаўляе |
Кіраўнік секцыі |
Месца |
1. |
“Лёс “маленькага чалавека” з вялікай трагедыі беларускага народа”
|
“Гісторыя і грамада-знаўства” |
Тучкоўскі Аляксей (VIIІ клас) |
Альшэўская Г.А. |
2 |
2. |
“Почему блины круглые?”
|
“Пачатко-выя класы” |
Піута Мар’яна (IV клас) |
Сініцкая Т.А. |
1 |
3. |
“Привидение в мире насекомых”
|
“Біялогія” |
Некраш Аляксей (VI клас) |
Каламіец М.П. |
3 |
4. |
“Проблема забытой на столе чашки чая или изучение тепловых явлений, происходящих на кухне” |
“Фізіка” |
Руднікаў Ягор (VIIІ клас) |
Кеўра А.М. |
3 |
5. |
«Алесь Нецеч з-пад вёскі Нецеч”» |
“Беларуская філалогія” |
Шкробат Ганна (ІX клас) |
Альшэўская Г.А. |
2 |
|
ПРАГРАМА
Школьнай канферэнцыі даследчых работ вучняў (сакавік 2021 года)
Месца правядзення Бердаўскі дз/с – СШ, актавая зала
Дата правядзення 26.03.2021
Пачатак канферэнцыі 14.10
Склад журы канферэнцыі
Старшыня журы С.Ф.Саўчык, дырэктар
Члены журы:
План работы канферэнцыі:
№ п/п |
Назва работы |
Секцыя |
Хто прадстаўляе |
Кіраўнік секцыі |
Месца |
1. |
“Топ-5 вядомых людзей аг. Бердаўкі”
|
“Гісторыя і грамада-знаўства” |
Тучкоўскі Аляксей (VII клас) |
Арлоўскі А.Г. |
2 |
2. |
“ Даследаванне адной рэчы, у якой назвы розныя”
|
“Пачатко-выя класы” |
Відэйка Ягор, Бяляўская Вікторыя (IV клас) |
Барташэвіч А.П. |
|
3. |
“Дрэвы маёй малой Радзімы”
|
“Біялогія” |
Шкробат Ганна (VIIІ клас) |
Каламіец М.П. |
3 |
4. |
Исследование зависимости состояния здоровья учащихся от влажности воздуха” |
“Фізіка” |
Комлач Інэса (XІ клас) |
Кеўра А.М. |
2 |
5. |
«Институт классного руководства: история его развития и личность классного руководителя» |
“Псіхалогія.Сацыялогія” |
Комлач Вольга, Тучкоўская Юлія (XІ клас) |
Альшэўская Г.А. |
1 |
Для исследования учащимися могут быть выбраны как теоретические, так и эмпирические темы. Первые из них предполагают изучение и обобщение фактов из книг, статей, материалов, размещенных в Интернете, сообщений других людей. Эмпирические темы тесно связаны с практикой. Они предполагают проведение учащимисясобственных наблюдений и экспериментов. При этом темы могут носить как предметный, так и межпредметный и надпредмет характер.
При выборе тем учебных исследований полезно учитывать формулированные А. И. Савенковым на основе эксперимента следующие рекомендации:
Приходилось встречать неудачные темы исследовании. Напримертакие: «Загадки шаровой молнии», «Все о плазме», «Лазер и его профессии», «Мир кошек глазами человека». Они содержат лишь указание на область (объект) исследования, на то, чем будет заниматься школьник. Тема исследования должна быть гораздо уже. В ней формулируется, что учащийся будет исследовать, какую зависимость устанавливать посредством теоретического или экспериментального изыскания. Это может быть, например, такая тема: «Отношение к кошкам людей разного пола (возраста, профессии)». Как правило, при формулировке темы исследования учащийся не может обойтись без квалифицированной помощи учителя. Е. В. Зачесова в своей статье1 предложила «конструктор названий научных работ», использование которого помогает сформулировать тему учебного исследования.
Примерная тематика учебных исследований
Языки и литература
Проблема заимствования лексики из иностранного языка.
Причины и цели лингвистических ошибок в рекламе.
Распространение жаргонизмов в нашей школе.
Метафоры в учебных текстах по физике.
Богатство языка в пейзажной лирике И. А. Бунина.
Проблема сохранения ресурсов в произведениях ...
Афоризмы и поговорки о бережливости.
История, обществоведение
Беларускiя школы за межамiкраiны.
Адаптацыя эмiгрантау да умоужыццяна Беларусi
Старажытныяпаселiшчылюдзей на тэрыторыiiраёна.
Гiсторыятэатра на Беларусi.
Дынамiка каштоунасцейсучасныхшкольнiкау.
Вольны час мaixаднагодкау.
Адукацыйнаеiпрафесiйнаесамавызначэннедзевяцiкласнiкаунашай школы.
Бабушки середины XX и начала XXI века: сравнение ценностей.
Идеальный город глазами детей и взрослых.
Демографическая ситуация в регионе.
Исчезнувшие деревни в нашем районе.
Математика и информатика
Сравнение программ по математике общеобразовательной школы Беларуси и Англии.
Необходимые и лишние темы школьного курса математики глазами учеников и родителей.
Математика и преферанс.
Проблема точности физических измерений.
Компьютер как инструмент планирования времени.
Беларускамоўны інтэрфейс камп'ютара.
Исследование векторной графики программы Майкрософт ПоверРоинт для моделирования физических процессов.
Статыстыка у эканамiчных разлiках.
Физика
Индекс цитирования ученых-физиков Беларуси и Прибалтики.
Физические понятия в художественной литературе.
Проводимость смеси проводника и диэлектрика.
Явление смачивания при различных температурах.
Тепловой «портрет» жилого дома.
Явление гистерезиса в зависимости от температуры образца.
Распределение энергии в спектре ламп накаливания и энергосберегающей лампы.
Влияние электростатического поля на туман.
Отношение учащихся школы к энергосбережению и их умение расчетливо пользоваться энергией.
Шум в школе и его влияние на здоровье и самочувствие учеников и учителей.
Динамика потребления электрической энергии в семье в течение недели.
Недельный расход электроэнергии в летнее и зимнее время.
Недельный расход электроэнергии в белорусской и немецкой семьях из четырех человек.
Зависимость скорости нагревания воды на солнце от различных условий.
Основныеэнергофаги в доме.
Способы экономии энергии в моем доме.
Способы уменьшения семейной мусорной корзины.
«Энергетический паспорт» моей квартиры или дома.
Тепловое состояние школьного здания.
Что затратнее для потребителя: использование одноразовых пластмассовых стаканчиков или многоразовых — стеклянных, пластмассовых, керамических?
Выбор экономически выгодного топлива для использования в Условиях конкретного региона.
Возможности Беларуси для получения энергии с помощью ветра.
Структура производства и потребления электроэнергии в определенном районе.
Негативные влияния на естественную среду разных видов топлива.
Характер изменений климата в регионе.
Потребление различных видов топлива на душу населения в Беларуси и Германии.
Опыт ресурсосбережения в ...
Зависимость удельной мощности солнечного излучения от времени дня.
Автоматизация включения и отключения электричества как способ экономии электроэнергии.
Перспективные направления развития энергетики в регионе.
Исследование эффективности биогазовой установки.
Астрономия
Гипотезы возникновения колец Сатурна.
Влияние изменений фаз Луны на здоровье людей.
Научная фантастика и астрономические открытия.
Метеорный поток Персеиды в 2011 году.
Астрономия и астрология.
КосмасЯзэпаДраздовiча.
Химия
Качество воды из различных водозаборных скважин города.
Химический состав дождевых осадков в различных районах города.
Оценка эффективности различных моющих средств.
Нитраты в продуктах питания: сравнительный анализ.
Накопление нитратов в кабачках в зависимости от условий выращивания.
Эффективность природных катализаторов.
Биология
Оценка степени загрязнения водоема по интенсивности «цветения» воды.
Пресноводные водоросли — индикаторы водной среды.
Выявление степени и характера загрязнения озера. Особенности фотосинтеза при освещении светом различнойдлины волны.
Сравнительный анализ способов получения белка.
Влияние постоянного магнита на рост комнатных цветов.
Влияние радона на здоровье человека.
«Самочувствие» придорожных берез и берез в гуще леса.
Виноградная улитка как индикатор загрязненности региона.
Влияние мобильной связи на живые организмы.
Влияние моющих средств на микрофлору жилого помещения.
Беспесцитидные методы защиты растений.
Защита ягодников и фруктовых деревьев от птиц.
Влияние деятельности человека на интенсивность листопада.
География
Влияние природных условий проживания населения на содержание народных промыслов.
Топонимика района.
Геотермальные источники в нашей стране и перспективы их использования.
Отечественный продовольственный рынок: сравнение импорта и экспорта.
Хозяйственное и рекреационное значение Августовского канала.
Динамика устойчивости белорусского рубля.
История и перспективы гидроэнергетики в стране (или регионе).
1.Зачесова, Е. В.Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных их руководителям// Школьные технологии. 2006. № 5. С. 105-11
свернуть
Речевая функция |
Лексические средства |
Причина и следствие, условие и следствие |
(и) поэтому (потому, так как) поскольку отсюда (откуда) следует вследствие в результате, в силу (ввиду) этого в зависимости от в связи с этим (согласно этому) в таком (в этом) случае в этих (при таких) условиях (а) если (же) …, то … свидетельствует указывает что подтверждает дает возможность позволяет что способствует имеет значение |
Временная соотнесённость и порядок изложения |
сначала, прежде всего, в первую очередь
первым (последующим, предшествующим) шагом (этапом) одновременно, в то же время, здесь же наряду с этим предварительно (ранее, выше) еще раз (вновь, снова) затем (далее, потом, ниже) в дальнейшем (в последующем, впоследствии) во-первых, во-вторых и т.д. в настоящее время (до настоящего времени) в последние годы (за последние годы) наконец (в заключение) |
Сопоставление и противопоставление |
однако (но, а, же) как …, так и … (так же, как и …) не только, но и по сравнению (если …, то …) в отличие (в противоположность, наоборот) аналогично (также, таким образом) с одной стороны (с другой стороны) в то время как (между тем, вместе с тем) тем не менее |
Дополнение или уточнение |
также и (причем, при этом, вместе с тем) кроме (сверх, более) того главным образом (особенно) |
Ссылка на предыдущее или последующее высказывание |
тем более, что в том числе (в случае, то есть, а именно) как было (сказано, показано, отмечено, упомянуто, установлено, получено, обнаружено, найдено, учтено) как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше согласовано (сообразно, соответственно) этому (тому) в соответствии с этим (в связи с этим) в связи с вышеизложенным (вышеприведенным) данный (названный, рассматриваемый и т.д.) такой (такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного) вида (типа, рода) следующий (последующий, некоторый) многие из них (один из них, некоторые из них) большая часть (большинство) |
Обобщение, вывод |
таким образом (итак, следовательно) в результате (в итоге, в конечном счете) отсюда (из того) следует (вытекает, понятно, ясно) это позволяет сделать вывод (сводится к следующему, свидетельствует) наконец (в заключение) |
Иллюстрация сказанного |
например (так, в качестве примера) примером может служить такой как в случае (для случая) о чем можно судить (что очевидно) |
Введение новой информации |
рассмотрим следующие случаи остановимся подробно на приведем несколько примеров основные преимущества этого метода (способа, методики, прибора, оборудования) некоторые дополнительные замечания (пояснения, выводы, идеи) несколько слов о перспективах проведения исследований по теме |
1.2. Сложность, трудность решения проблемы:
2.2. Сознательное сужение границ предпринятого исследования:
2.3. Указание на целесообразность предлагаемого автором подхода:
4.1. Дистантная связь с предшествующими работами автора или других исследователей:
4.2. Указания на то, что какое-либо решение уже известно в науке:
4.3. Перечисление известных решений:
5.1. Характеристика отношений противопоставления, несоответствия:
5.2. Характеристика какой-либо негативной ситуации:
5.3. Констатация сложности реализации известных ранее вариантов решения:
Целый набор стандартизированных словосочетаний для научных текстов предлагает Н.Н. Пречаткина (цит. по [76]). Они приведены в табл. 5.
В обзоре литературы и при обосновании выбора направления исследований содержится много материала по проведенным ранее исследованиям, систематизация которых вызывает затруднения у начинающего соискателя. Н.И. Колесникова рекомендует использовать при оформлении соответствующей главы диссертации следующие словосочетания и выражения [76]:
Авторы по-разному (одинаково) определяют (что-либо), (подходят к чему-либо ...
Рассмотрим один из возможных случаев ...
Эти вопросы (проблемы) рассматриваются (где, кем) одинаково (по-разному).
В работе (работах) показано (выделено, предложено, выдвигалась, описывалась, обосновывалась) ....
Н. использует разные подходы (методики, методы) решения задачи ...
Основной недостаток такого решения состоит в том, что ...
Недостатком являет то, что …
Что касается ..., то эта проблема (задача) не решена ...
Н. игнорирует условия эксперимента, при которых ...
В большинстве работ … рассматриваются общие условия ...
Однако, несмотря на явные достоинства, этот подход имеет свои недостатки.
Во всех (в обеих) работах сходно решается вопрос (о чем) ...
Оба автора обращают внимание на то, что ...
В работе Н. этой проблеме уделяет большое (малое) внимание.
Эти мысли Н. явно перекликаются с идеей (гипотезой) …
По мнению Н. (всех авторов, исследователей) …
Эта проблема затрагивается также (где?) ...
Н., так же как и М., обращает внимание на то, что ...
Подобно Н., М. анализирует (что?) … .
В отличие от Н., М. указывает, что … .
Если Н. считает, что ..., то М. придерживается другой точки зрения.
Что касается М., то он считает, что ...
М. анализирует современный материал, в то время как Н. основывается на исторических фактах.
М. опирается на богатый фактический материал, тогда как Н. частично оперирует гипотезами.
Н. утверждает, что ..., тогда как М. опровергает это.
Н. убежден, что …, между тем как М. сомневается в этом …
Можно отметить, что ... могут быть использованы не только в ... , но и в ...
В то время как Н. – сторонник (чего?) ..., М. придерживается ...
Такой перечень может быть продолжен. Соискатель должен, поняв особенности построения подобных фраз, проявить творчество, выразить свою индивидуальность, уровень подготовки. Ведь научный текст – результат творческого мыслительного процесса человека, продукт его умственного труда.
свернуть