Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
Государственное учреждение образования
Бердовская базовая школа Лидского района
По поручению Министерства образования Республики Беларусь (письмо от 08.11.2021 № 06-01-50/9756/дс/) и в связи с поступающими запросами физических и юридических лиц, касающимися аттестации педагогических работников, главное управление образования Гродненского областного исполнительного комитета информирует.
Общие правила присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее ‒ Общие положения).
В соответствии с пунктом 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.
Квалификационные характеристики должностей педагогических работников определены Единым квалификационным справочником должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 (далее – ЕКСД).
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее – Инструкция). Инструкция определяет условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам.
Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям.
Согласно ЕКСД по таким должностям как руководитель (директор начальник, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности) (далее – руководители) присвоение квалификационных категорий («категорирование») не предусмотрено. Следовательно, педагогические работники, занятые в данных должностях руководителей, не проходят аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории.
В случае выполнения руководителем на условиях совместительства работы в должности педагогического работника, которому устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку и по которой предусматривается «категорирование», данные педагогические работники проходят аттестацию на присвоение квалификационной категории в соответствии с Инструкцией. При этом объем работы по занимаемой должности для присвоения квалификационной категории при работе по совместительству Инструкцией не установлен. В этой связи педагогический работник может претендовать на присвоение квалификационной категории по занимаемой должности вне зависимости от объема педагогической нагрузки.
Согласно пункту 5 Инструкции аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится по инициативе руководителя организации системы образования (с согласия педагогического совета учреждения образования (совета учреждения образования). Аттестация на подтверждение квалификационной категории может проводиться в отношении педагогического работника, имеющего перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет.
Обращаем внимание на то, что инициирование проведения такой аттестации является правом, а не обязанностью руководителя организации.
В соответствии с частью второй пункта 6 Инструкции квалификационная категория присваивается по каждой занимаемой должности.
Согласно пункту 17 Инструкции решение о допуске к аттестации (отказе в допуске) принимает аттестационная комиссия.
Условия допуска к аттестации перечислены в пункте 18 Инструкции:
Согласно пункту 47 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954, руководители организаций обеспечивают направление:
Обращаем особое внимание на то, что лица, получившие диплом о среднем специальном образовании с отличием, диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. При этом к указанным педагогическим работникам, а также к педагогическим работникам, принятым с должностей профессорско-преподавательского состава, лицам, имеющим ученую степень и (или) ученое звание, не применяется обязательное условие допуска к аттестации о необходимости освоения содержания программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Согласно пункту 20 Инструкции без учета стажа работы в должности педагогический работник может претендовать на присвоение квалификационной категории, присвоенной ранее по другой должности.
В данном случае также должны соблюдаться такие условия допуска к аттестации, установленные пунктом 18 Инструкции, как:
Вновь принятые на работу педагогические работники, имеющие право претендовать на присвоение квалификационной категории на основании частей третьей-пятой и седьмой пункта 19, пунктах 20 и 20-1 Инструкции и изъявившие желание пройти аттестацию, могут обращаться в аттестационную комиссию в любое время календарного года.
Согласно пункту 20-1 Инструкции в исключительном случае педагогический работник по ходатайству руководителя организации системы образования или аттестационной комиссии без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы в должности, по которой он проходит аттестацию, может быть допущен к аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории с согласия начальника главного управления по образованию облисполкома, председателя комитета по образованию Мингорисполкома (в зависимости от территориального расположения учреждения образования, независимо от подчиненности и формы собственности). По мнению Министерства образования к таким случаям можно относить не только достижения работником значимых результатов в педагогической деятельности, но и значительный опыт работы в иных отраслях экономики, связанный с педагогической, научно-педагогической, спортивной, воспитательной, социальной деятельностью и др.
свернуть