ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Государственное учреждение образование «Гродненский областной институт развития образования» проводит квалификационный экзамен при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101, в действующей редакции.
Проведение квалификационных экзаменов осуществляется согласно графику, который составляется на основании направлений учреждений образования, отделов образования, спорта и туризма райисполкомов.
Педагогические работники прибывают на квалификационный экзамен на основании письма, высланного в учреждения образования (отделы образования, спорта и туризма райисполкомов) за месяц до экзамена. Экзаменуемый должен при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях (диск в конверте, на котором указывается тема опыта работы, фамилия, имя, отчество, должность, место работы автора, район), свидетельство о прохождении последнего повышении квалификации.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Квалификационный экзамен при прохождении педагогическими работниками аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.
Содержание экзаменационных заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.
Первый этап квалификационного экзамена направлен на определение уровня научно-теоретической и методической компетентности педагогического работника. Форма проведения: письменная.
Письменная экзаменационная работа состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть направлена на определение общепрофессиональной педагогической компетентности экзаменуемого и включает тест (10 вопросов) на знание основных положений нормативных правовых документов в сфере образования, вопросов педагогики, психологии, обучения детей с особенностями психофизического развития, воспитания. Возможен компьютерный вариант выполнения теста.
Вариативная часть может содержать тесты, задачи, задания с учетом преподаваемого учебного предмета или реализуемого направления педагогической деятельности в соответствии с программой квалификационного экзамена.
Время выполнения письменной работы – 2 академических часа.
Максимальное количество баллов за инвариантную часть – 10, за вариативную часть – 22. Всего – 32 балла.
В случае, если педагогический работник набрал менее 5 (пяти) баллов и (или) менее 11 (одиннадцати) баллов за вариативную часть, то к дальнейшей сдаче квалификационного экзамена он не допускается. В экзаменационную ведомость вносится оценка «не сдал».
Второй этап квалификационного экзамена направлен на определение уровня профессионально-практической компетентности.
Экзаменуемый выполняет задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности на основе собственного педагогического опыта. Описание опыта в соответствии с установленными требованиями предоставляется в квалификационную комиссию в первый день экзамена. Оценивание опыта осуществляется членами квалификационной комиссии в соответствии с критериями и показателями. В опыте педагогической деятельности не допускается заимствование более 30% содержания из других источников. В случае заимствования содержания свыше указанного педагогическому работнику выставляется оценка «не сдал».
На выполнение задания второго этапа отводится 2 (два) академических часа. Затем экзаменуемый в устной форме защищает спроектированный в соответствии с экзаменационным заданием фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации. Оценка разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется в соответствии с критериями и показателями.
Максимальное количество баллов за второй этап экзамена – 32 (описание опыта – 16 баллов, защита фрагмента педагогической деятельности, разработанного на экзамене – 16 баллов).
По итогам квалификационного экзамена оценка «сдал» выставляется, если экзаменуемый набрал 75% и более от максимально возможного количества баллов (48 баллов и более из 64 максимальных). Оценка «не сдал» – если экзаменуемый набрал менее 75% от максимально возможного количества баллов (менее 48 баллов).